Уход за рулевым винтом
Уход за рулевым винтом, так же как и за несущим винтом, включает комплекс мероприятий, проводимых в целях сохранения аэродинамического качества и прочностных характеристик винта в процессе установленного ему срока службы.1
Такими мероприятиями в основном являются:
сохранение защитных покрытий лопастей в процессе эксплуатации; защита винта от повреждения на стоянке при сильном ветре; сохранение шарнирных моментов в сочленениях винта в пределах технических условий;
сохранение балансировки винта и его регулировочных данных; своевременное выявление дефектов, появившихся в процессе эксплуатации.
Сохранение защитных покрытий лопастей является одним из условий обеспечения их аэродинамических и прочностных характеристик. Для того чтобы уменьшить вредное влияние атмосферных факторов на защитные лакокрасочные покрытия, необходимо зачехлять рулевой винт при стоянке вертолета и надежно пришвартовывать. Поврежденные мес-
J96
та лакокрасочного покрытия следует немедленно восстанавливать.
Грязь и масляные пятна удаляются ветошью, смоченной в теплой воде с 3-процентным раствором технического нейтрального мыла. Разрешается масляные пятна удалять с лопастей бензином Б-70 с последующей протиркой поверхности насухо чистой ветошью.
Лед и иней с поверхности лопастей удаляется струей теплого воздуха от наземного подогревателя. Температура воздуха на выходе подогревателя не должна превышать — j-60°C, так как более высокая температура вызывает разрушение лакокрасочного покрытия.
Перед каждым полетом вертолета и после полета проверяется состояние рулевого винта: нет ли на нем видимых повреждений и загрязнений. При осмотрах лопастей особое внимание обращается на состояние проушин на комле лонжерона, заднего стрингера (в зоне 500 мм от оси стыковых болтов) и обшивки с накладкой в комле (рис. 145).
При выполнении регламентных работ производится общий тщательный осмотр лопастей, проверка с помощью прибора ИАД-2 или простукиванием склейки накладки с обшивкой и между обшивкой и лонжероном (в зоне приклейки накладки), а также между обшивкой и сотовым заполнителем (кроме зоны шириной 20 мм от задней кромки). При проверке склейки в зоне комлевой накладки методом простукивания возможна ошибочная оценка участков с утолщенной или пористой клеевой пленкой как нарушение склейки, поэтому проверку в этой зоне производить прибором ИАД-2.
В процессе эксплуатации на лопастях без устранения допускаются следующие дефекты:
мелкие риски, царапины и потертости лакокрасочного покрытия, не доходящие до металла лонжерона и обшивок;
плавные вмятины без разрыва материала на хвостовых частях и концевом обтекателе, а также мелкие забоины, вмятины и риски на оковках и резине, если они не нарушают работу противообледенительной системы;
нарушения склейки обшивки с сотовым заполнителем (кроме участка шириной 20 мм, где склейка не проверяется) одиночные площадью до 10 см2 и суммарной площадью до 100 см2 на каждой поверхности лопасти. Места нарушения склейки площадью 80% от вышеуказанных отмечаются краской и проверяются после каждого полета;
одиночные нарушения склейки между накладкой и обшивкой, а также обшивкой и лонжероном (в зоне приклейки накладки), не выходящие на край площадью до 3 см2 и не более трех нарушений склейки площадью от 3 до 5 см2 на одну сторону.
Места указанных нарушений склейки независимо от их площади необходимо отметить краской и за их развитием наблюдать после каждого полета. В случае выхода места нарушения склейки на край обшивки или накладки лопасти к эксплуатации не допускать до устранения дефекта. Нарушения склейки устраняются клеем К-153. В состав клея К-153 входят: компаунд К-153, портландцемент марки «400» и отвердитель — по — лиэтиленполиамин. Устранение склейки элементов лопасти производится следующим образом.
С поверхностей, подлежащих оклейке, полировкой удаляют остатки клея, обезжиривают их сначала аптечным бензином с выдержкой 15 мин, а затем 2 раза — ацетоном с последующей выдержкой 5 мин после каж-
Рис. 146. Схема замера усилий на ло-
пастях рулевого винта относительно
горизонтального шарнира
дого обезжиривания. После этого наносят на поверхности слой клея К-153 и соединяют их; избыток клея по краям удаляют салфеткой.
Выдержку нужно производить под давлением 1—2 кГ/см2 в течение 24 ч при температуре не менее 20° С. Для сокращения срока выдержки рекомендуется склейку производить при температуре 60°С±10°, при этом время выдержки уменьшается до 4 ч.
За местами склейки должно быть установлено систематическое наблюдение при дальнейшей эксплуатации лопасти рулевого винта.
Безотказная работа рулевого винта во многом зависит от своевременности и полноты смазки трущихся поверхностей втулки винта. Для смазки шарнирных соединений втулки применяется смазка ЦИАТИМ-201 по ГОСТ 6267—59. Смазка зашприцовывается в специальные масленки, установленные на деталях втулки. Полноту зашприцовки смазки определяют по появлению ее из предохранительных клапанов.
При уходе за втулкой рулевого винта особое внимание следует обращать на герметичность шарнирных соединений втулки, а также на исправность масленок. Утечка смазки из масленок или через уплотнения втулки не допускается. Характерным дефектом масленок, приводящим к утечке смазки, является заедание клапанов масленок вследствие попадания под них каких-либо посторонних твердых частиц. Для устранения этого дефекта нужно нажать 2—3 раза на клапан в головке масленки, после чего течь должна прекратиться. Если течь смазки будет продолжаться, масленку следует заменить.
При выполнении регламентных работ через каждые 25±5 ч налета необходимо проверять моменты проворачивания лопастей рулевого винта вокруг горизонтального шарнира. Проверку производить в следующем порядке:
установить рулевой винт так, чтобы лопасти находились в горизонтальном положении;
установить педали ножного управления в нейтральное положение;
отклонить переднюю (по полету) лопасть к хвостовой балке, закрепить динамометр за кронштейн крепления проводов противообледени — тельной системы, который установлен под болтом крепления лопасти и находится на расстоянии 24,5 см от оси вращения. Затем, перемещая лопасть равномерно (без рывков и ускорения) от упора до упора, записать показания динамометра в каждом из трех положений (двух крайних и среднем). Не меняя положения лопастей, закрепить динамометр за другую лопасть и повторить указанную операцию. Усилие при страгива — нии не учитывать. Определить средние значения усилий для каждого положения винта на основании двух замеров (положения «1» и «6»; «2» и «5»; «3» и «4» на рис. 146), которые должны быть не более 3,2 кГ (на плече 24,5 см) и не менее 0,8 кГ. Например, если при перемещении лопасти в положение «1» было замерено усилие 3,6 кГ, а в положении
2 8+3 6
«6» — 2,8 кГ, то среднее значение усилия будет ——-—- = 3,2 кГ.