Уход за рулевым винтом

Уход за рулевым винтом, так же как и за несущим винтом, включа­ет комплекс мероприятий, проводимых в целях сохранения аэродинами­ческого качества и прочностных характеристик винта в процессе установ­ленного ему срока службы.1

Такими мероприятиями в основном являются:

сохранение защитных покрытий лопастей в процессе эксплуатации; защита винта от повреждения на стоянке при сильном ветре; сохранение шарнирных моментов в сочленениях винта в пределах технических условий;

сохранение балансировки винта и его регулировочных данных; своевременное выявление дефектов, появившихся в процессе эксплуа­тации.

Сохранение защитных покрытий лопастей является одним из условий обеспечения их аэродинамических и прочностных характеристик. Для того чтобы уменьшить вредное влияние атмосферных факторов на за­щитные лакокрасочные покрытия, необходимо зачехлять рулевой винт при стоянке вертолета и надежно пришвартовывать. Поврежденные мес-

J96

та лакокрасочного покрытия следует немедленно восстанавливать.

Грязь и масляные пятна удаля­ются ветошью, смоченной в теплой воде с 3-процентным раствором тех­нического нейтрального мыла. Раз­решается масляные пятна удалять с лопастей бензином Б-70 с последую­щей протиркой поверхности насухо чистой ветошью.

Лед и иней с поверхности лопас­тей удаляется струей теплого возду­ха от наземного подогревателя. Тем­пература воздуха на выходе подо­гревателя не должна превышать — j-60°C, так как более высокая темпера­тура вызывает разрушение лакокрасочного покрытия.

Перед каждым полетом вертолета и после полета проверяется состоя­ние рулевого винта: нет ли на нем видимых повреждений и загрязнений. При осмотрах лопастей особое внимание обращается на состояние про­ушин на комле лонжерона, заднего стрингера (в зоне 500 мм от оси сты­ковых болтов) и обшивки с накладкой в комле (рис. 145).

При выполнении регламентных работ производится общий тщатель­ный осмотр лопастей, проверка с помощью прибора ИАД-2 или просту­киванием склейки накладки с обшивкой и между обшивкой и лонжеро­ном (в зоне приклейки накладки), а также между обшивкой и сотовым заполнителем (кроме зоны шириной 20 мм от задней кромки). При про­верке склейки в зоне комлевой накладки методом простукивания воз­можна ошибочная оценка участков с утолщенной или пористой клеевой пленкой как нарушение склейки, поэтому проверку в этой зоне произво­дить прибором ИАД-2.

В процессе эксплуатации на лопастях без устранения допускаются следующие дефекты:

мелкие риски, царапины и потертости лакокрасочного покрытия, не доходящие до металла лонжерона и обшивок;

плавные вмятины без разрыва материала на хвостовых частях и кон­цевом обтекателе, а также мелкие забоины, вмятины и риски на оковках и резине, если они не нарушают работу противообледенительной си­стемы;

нарушения склейки обшивки с сотовым заполнителем (кроме участ­ка шириной 20 мм, где склейка не проверяется) одиночные площадью до 10 см2 и суммарной площадью до 100 см2 на каждой поверхности ло­пасти. Места нарушения склейки площадью 80% от вышеуказанных от­мечаются краской и проверяются после каждого полета;

одиночные нарушения склейки между накладкой и обшивкой, а так­же обшивкой и лонжероном (в зоне приклейки накладки), не выходящие на край площадью до 3 см2 и не более трех нарушений склейки пло­щадью от 3 до 5 см2 на одну сторону.

Места указанных нарушений склейки независимо от их площади не­обходимо отметить краской и за их развитием наблюдать после каждого полета. В случае выхода места нарушения склейки на край обшивки или накладки лопасти к эксплуатации не допускать до устранения дефекта. Нарушения склейки устраняются клеем К-153. В состав клея К-153 вхо­дят: компаунд К-153, портландцемент марки «400» и отвердитель — по — лиэтиленполиамин. Устранение склейки элементов лопасти производится следующим образом.

С поверхностей, подлежащих оклейке, полировкой удаляют остатки клея, обезжиривают их сначала аптечным бензином с выдержкой 15 мин, а затем 2 раза — ацетоном с последующей выдержкой 5 мин после каж-

Рис. 146. Схема замера усилий на ло-
пастях рулевого винта относительно
горизонтального шарнира

дого обезжиривания. После этого наносят на поверхности слой клея К-153 и соединяют их; избыток клея по краям удаляют салфеткой.

Выдержку нужно производить под давлением 1—2 кГ/см2 в течение 24 ч при температуре не менее 20° С. Для сокращения срока выдержки рекомендуется склейку производить при температуре 60°С±10°, при этом время выдержки уменьшается до 4 ч.

За местами склейки должно быть установлено систематическое наблюдение при дальнейшей эксплуатации лопасти рулевого винта.

Безотказная работа рулевого винта во многом зависит от своевре­менности и полноты смазки трущихся поверхностей втулки винта. Для смазки шарнирных соединений втулки применяется смазка ЦИАТИМ-201 по ГОСТ 6267—59. Смазка зашприцовывается в специальные масленки, установленные на деталях втулки. Полноту зашприцовки смазки опре­деляют по появлению ее из предохранительных клапанов.

При уходе за втулкой рулевого винта особое внимание следует обра­щать на герметичность шарнирных соединений втулки, а также на ис­правность масленок. Утечка смазки из масленок или через уплотнения втулки не допускается. Характерным дефектом масленок, приводящим к утечке смазки, является заедание клапанов масленок вследствие по­падания под них каких-либо посторонних твердых частиц. Для устране­ния этого дефекта нужно нажать 2—3 раза на клапан в головке маслен­ки, после чего течь должна прекратиться. Если течь смазки будет про­должаться, масленку следует заменить.

При выполнении регламентных работ через каждые 25±5 ч налета необходимо проверять моменты проворачивания лопастей рулевого вин­та вокруг горизонтального шарнира. Проверку производить в следую­щем порядке:

установить рулевой винт так, чтобы лопасти находились в горизон­тальном положении;

установить педали ножного управления в нейтральное положение;

отклонить переднюю (по полету) лопасть к хвостовой балке, закре­пить динамометр за кронштейн крепления проводов противообледени — тельной системы, который установлен под болтом крепления лопасти и находится на расстоянии 24,5 см от оси вращения. Затем, перемещая лопасть равномерно (без рывков и ускорения) от упора до упора, запи­сать показания динамометра в каждом из трех положений (двух крайних и среднем). Не меняя положения лопастей, закрепить динамометр за другую лопасть и повторить указанную операцию. Усилие при страгива — нии не учитывать. Определить средние значения усилий для каждого положения винта на основании двух замеров (положения «1» и «6»; «2» и «5»; «3» и «4» на рис. 146), которые должны быть не более 3,2 кГ (на плече 24,5 см) и не менее 0,8 кГ. Например, если при перемещении лопасти в положение «1» было замерено усилие 3,6 кГ, а в положении

2 8+3 6

«6» — 2,8 кГ, то среднее значение усилия будет ——-—- = 3,2 кГ.